Американские ученые обнаружили, что распространенная
бактерия, обитающая в почве, при попадании в организм может повысить
обучаемость и сообразительность. По словам
Дороти Мэттьюс (Dorothy Matthews) и Сьюзан Дженкс (Susan Jenks) из
Колледжей Сэйдж в Трое, штат Нью-Йорк, почвенная бактерия Mycobacterium vaccae,
родственная возбудителям туберкулеза и лепры (проказы), зачастую
попадает в организм человека через дыхательную или пищеварительную
систему.
Предыдущие исследования показали, что убитая M.vaccae,
введенная мышам, стимулирует рост нервных клеток в определенных
областях мозга, что повышает концентрацию медиаторов серотонина и
норадреналина в этих областях и снижает уровень тревожности.
Поскольку
серотонин принимает участие в мозговых процессах, связанных с
обучением, исследователи решили изучить влияние этой бактерии на
обучаемость животных. Для этого они добавили живые микроорганизмы в пищу
мышей.
Оказалось, что поглощавшие микобактерию животные
ориентируются в незнакомом лабиринте вдвое быстрее, чем не
контактировавшие с этим микробом. При этом у них наблюдался значительно
меньший уровень тревожности, что подтверждает результаты предыдущих
экспериментов.
Затем в пищу животных перестали добавлять M.vaccae.
Последующий тест с лабиринтом показал некоторое снижение обучаемости,
однако она все же оставалась выше, чем в контрольной группе. Такой же эксперимент, проведенный через три недели, не выявил статистически
значимых различий между группами мышей, что свидетельствует о временном
эффекте микобактерии.
На основании полученных результатов ученые высказали предположение, что регулярные прогулки детей на площадках, где обитает M.vaccae, может облегчить процесс их обучения и снизить тревожность, однако доказать это можно лишь в непосредственном эксперименте.
По материалам Медицинского портала (http://medportal.ru/mednovosti/news/2010/05/25/smarter/) и EurekAlert! (Can bacteria make you smarter? — http://www.eurekalert.org/pub_releases/2010-05/asfm-cbm052010.php, 24.05.2010)